Фильмы, снятые по сценариям Бориса Васильева
По сценариям и книгам Бориса Васильева снято около 20 кинофильмов:
«Очередной рейс» (1958),
«Длинный день» (1961),
«След в океане» (1964),
«Королевская регата» (1966),
«На пути в Берлин» (1969),
«Офицеры» (1971),
«А зори здесь тихие» (1972),
«Иванов катер» (1972),
«Аты-баты, шли солдаты...» (1976),
"Не стреляйте в белых лебедей" (1981),
«Подсудимый» (1985),
«По зову сердца» (1986),
«Наездники» (1987),
«Завтра была война» (1987) ,
«Вы чье, старичье?» (1988),
«Я - русский солдат» (1995),
«А зори здесь тихие» (2015)
Произведения Васильева о войне – чуть ли не самые пронзительные в нашей литературе. Они выдержали испытание и временем, и сменой политических режимов. Стоит взять в руки любую его книгу, как происходит погружение в этот страшный, но героический мир самых простых людей. Возможно, именно это и притягивало (и продолжает притягивать) к прозе Васильева кинематографистов, желающих снимать не пафосное, но искреннее кино о войне. Мы предлагаем вам вспомнить лучшие фильмы, снятые по книгам мастера военной прозы.
"Офицеры" (режиссёр - Владимир Роговой, 1971)
Картина снята не по прозе, но по сценарию Васильева. Изначально лента задумывалась и заказывалась как фильм о нелёгкой жизни офицерских жён, но то, что получилось в итоге, оказалось максимально далеко от типичной «заказухи» - вот уже более 40 лет "Офицеры" заставляют зрителей напряжённо следить за жизнями двух друзей (Георгий Юматов и Василий Лановой), которые почти не видели мирного времени, но сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества.
***
"А зори здесь тихие..." (режиссёр - Станислав Ростоцкий, 1972)
Выйдя в свет в 1969 году, повесть быстро стала самой любимой книгой о войне для многих из тех, кто воевал, и тех, кто знал войну лишь по воспоминаниям близких. Довольно быстро появилась её театральная версия – легендарный спектакль Юрия Любимова, а затем и двухсерийный телефильм, ставший классикой советского кинематографа. Картина получила множество наград и была номинирована на "Оскар" как лучший иностранный фильм.
А в 2015 году накануне Дня Победы вышла в прокат новая экранизация знаменитой книги Бориса Васильева. Уже цветная. Полноэкранная. С ошеломляющими карельскими пейзажами — во всей их красе.
***
"Аты-баты, шли солдаты…" (режиссёр - Леонид Быков, 1976)
Эта картина стала последней для актёра и режиссёра Леонида Быкова. Действие её одновременно разворачивается в двух временных пластах: в 1970-е годы, когда дети собираются в месте последнего боя своих отцов, и в 1940-е – дни накануне того сражения. Непосредственно военные сцены по-быковски легки и точны. В них боль и горе соседствуют с мягким лирическим юмором, а смерти всегда сопутствует жизнь. Сцены из 1970-х годов менее совершенны и более сентиментальны, но сентиментальность эта не сусальная – искренняя.
***
"Завтра была война" (режиссёр - Юрий Кара, 1987)
Экранизация одноимённой повести стала дипломной работой тогда ещё студента ВГИКа Юрия Кары. Книга была написана Васильевым ещё в 1970-е годы, но вплоть до Перестройки цензура её не пропускала. Это история о молодом поколении на пороге войны – о старшеклассниках, впервые столкнувшихся с жестокостью взрослой жизни. Интересно, хотя и закономерно то, что в фильме акцент сделан на репрессии, на "разоблачение" режима, тогда как в книге для автора куда важнее было само это поколение, разбитое войной.
***
"Я - русский солдат" (режиссёр - Андрей Малюков, 1995)
В разное время экранизировать роман "В списках не значился" о молодом выпускнике военного училища, попавшего в самое пекло битвы за Брестскую крепость, планировали и Леонид Быков, и Вадим Абдрашитов. Но Быкову помешала ранняя смерть, а Абдрашитову – национальность главной героини (был запрёт на съемки). Пришлось ждать 1990-х годов. Фильм получил несколько премий, но самим Васильевым так и не был принят – писатель считал, что в односерийном фильме невозможно показать процесс становления человека (от почти мальчика до мужественного героя).