Семейное окружение А. П. Чехова
Маленький Антон жил непросто: он был одним из 6 детей, его отец был мелким купцом в Таганроге и держал лавку. Для того, чтобы обойтись без помощника, которому пришлось бы платить, Павел Егорович решил использовать в лавке "своих собственных людей", т.е. детишек. В том числе и Антона. Ему приходилось проводить в лавке всё своё время, часто в ущерб учебе. Уроки маленький Антоша делал там же, если оставалось хоть немного сил. Надо отметить, что такая работа подорвала здоровье Чехова, ведь, в лавке было холодно, дабы дольше сохранять продукты. К тому, что нужно работать всегда, Антон привык, но тяжело ему было смириться с одной прихотью своего отца... Дело в том, что Павлу Егоровичу уж очень нравилось церковное пение. Именно поэтому он заставлял своих детей петь в церкви. Антон это люто ненавидел. Все прихожане смотрели на него и его братьев как на маленьких ангелочков, умилялись, а дети чувствовали себя глубоко несчастными людьми, ведь, если что было не так, то отец мог и силу применить, да и радости от ежедневного стояния на службе и пения в хоре у детей не было абсолютно никакого. Павел Егорович растил сыновей, так сказать, в полном послушании.
Родители А.П.Чехова
Павел Егорович и Евгения Яковлевна
При этом родители не спрашивали, как живет их мальчик, не голодает ли, только требовали денег, давили на жалость, пускали в ход чувство вины. Как в этой ситуации Чехов сумел выжить, непонятно. Он продолжал учиться, репетиторствовал, продавал имущество, выпускал рукописную газету, писал юмористические рассказы.
Когда настала пора определяться, кем становиться, какой профессией овладевать, Антон прислушался к совету отца. Павел Егорович предложил сыну стать врачом, ведь, по мнению отца этим можно быстро и неплохо заработать. Антон послушался и поступил в Московский университет (ныне первый мед им. И.М. Сеченова). Параллельно он продолжает писать, его небольшие рассказы публикуют, правда, никто не знает тогда Чехова по имени. Свои рассказы он подписывает как "человек без селезенки", "Антоша Чехонте", "брат моего брата", "Дон Антонио". Труд был каторжным, ночи напролет Чехов пишет свои рассказы, гонорары от которых улетучиваются моментально, благодаря огромной веренице нуждающихся родственников, повисших на шее Антона мёртвым грузом.
Чехов Александр Павлович (1855 - 1913 г.г.)
Старший брат Антона Чехова, литератор; в 1885 г. окончил курс таганрогской гимназии с серебряной медалью и в том же году переехал в Москву, где поступил в университет на физико-математический факультет, который окончил по обоим отделениям в 1882 г. Еще будучи студентом, начал сотрудничать в журналах и газетах под псевдонимами "Агафопод Единицын", "Алоэ", а позже "А.Седой". Руководил первыми литературными опытами А.П.Чехова.
С 1882 по 1886 г. служил по таможенному ведомству в Таганроге, Петербурге и Новороссийске. Эта служба отрицательно отразилась на нем, - он почти перестал творчески работать. В конце 1886 г. Антон Павлович устроил брата в Петербурге на постоянную работу в газету, что вновь вернуло Александра к творчеству.
Чехов Николай Павлович (1858 - 1889 г.г.)
Брат А. П. Чехова, Николай, талантливый художник. Пройдя пять классов таганрогской гимназии, в 1875 г. переехал в Москву, где поступил в Школу живописи, ваяния и зодчества. С ранних студенческих лет выступал с журналах как рисовальщик и карикатурист. Иллюстрировал ряд произведений Чехова.
Обладал чрезвычайно мягким характером, часто злоупотреблял алкоголем. Умер от чахотки в довольно молодом возрасте.
Чехов Иван Павлович (1861 - 1922 г.г.)
Брат А.П.Чехова, Иван, педагог. После отъезда семьи в Москву остался в Таганроге с братом Антоном и зарабатывал на жизнь переплетным ремеслом. Через год, оставив из-за тяжелого В Москве предполагал поступить в учительскую семинарию, но, выдержав экзамен на приходского учителя был в 1879 г. назначен в Воскресенск, Московской губернии.
В 1884 г. перевелся в Москву. Здесь он заведовал рядом народных школ, в которых учительствовал. Не получив высшего и даже законченного среднего образования, тяжело переживал это и всю жизнь занимался самообразованием. Характером обладал твердым и властным.
Чехова Мария Павловна (1863 - 1957 г.г.)
Сестра А.П.Чехова, педагог, художница. В 1872 г. поступила в Таганрогскую женскую гимназию. После переезда в Москву закончила среднее образование в московском филаретовском епархиальном женском училище и поступила на Высшие женские историко-литературные курсы Герье, где училась до 1887 г. До 1904 г. состояла преподавательницей истории и географии в частной женской гимназии Ржевской в Москве. В 90-х годах увлеклась живописью, училась в Строгановском училище, а потом в частной студии А.А.Хотяинцевой под руководством В.А.Серова и К.А.Коровина. После смерти А.П.Чехова посвятила себя сбору и изданию литературного и эпистолярного наследия брата. С 1922 г. была бессменным директором созданного ею Ялтинского дома-музея А.П.Чехова. Умерла в Ялте от инфаркта.
Чехов Михаил Павлович (1868 - 1936 г.г.)
Младший брат А.П.Чехова, Михаил, писатель. После переезда семьи Чеховых в Москву, поступил на юридическое отделение Московского университета. Служил податным инспектором и затем начальником отдела ярославской казенной палаты.
Под влиянием творческой атмосферы чеховской семьи у М.П. рано пробудился интерес к литературе. В Москве он начал сотрудничать с детскими журналами, помещая в них очерки и рассказы под псевдонимом "М. Богемский". Был человеком разнообразно одаренным, хорошо играл на фортепьяно, рисовал. С начала 1900-х г. полностью посвятил себя литературе. Писал повести, рассказы, стихи, пьесы, театральные рецензии; переводил, занимался редакторской деятельностью. Автор мемуаров, в том числе книги "О Чехове", которая по праву считается чеховской энциклопедией.
Написал исследование: "О договорах Олега, Игоря и Святослава с греками", (М., 1888), а также несколько драматических произведений ("Голубой бант", "Хоть ложись, да умирай", "За 20 минут до звонка" и другие). С 1903 г. состоит редактором-издателем журнала "Европейская Библиотека".
Чехов Михаил Александрович (1891 - 1955 г.г.)
Племянник А.П.Чехова, известный драматический артист, театральный педагог, режиссер. В 1907 г. поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского ) театра, в 1912 г. приглашен К.С.Станиславским в Московский Художественный театр и зачислен в филиальное отделение. Через год в Первой студии МХТ стал работать под руководством Л.А.Сулержицкого и Е.Б. Вахтангова. В 1922 г. стал во главе Первой студии, которая в 1924 г. была преобразована в МХАТ-2. Еще в 1918 г. создал свою студию, где занимался исследованием актерской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Штайнера и А.Белого). 1928 г. выехал за границу. Выступал на сценах европейских драматических; в Лондоне открыл свою свою студию. С 1939 г. жил в США, создал там свою актерскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Многие голливудские звезды прошли через школу Михаила Чехова и называли ее "кузницей театральных талантов". Написал книгу "О технике актера". Умер в Лос-Анджелесе, США.
Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868 - 1959)
Жена писателя, родилась в г. Глазове в семье инженера. С 1898 в МХТ. Первая исполнительница ролей в пьесах А. П. Чехова (Маша, Раневская - "Три сестры", "Вишневый сад"), М. Горького (Настя - "На дне"). Государственная премия СССР (1943).
Первые ее встречи с Чеховым произошли на репетициях спектаклей МХТ- "Чайка" и "Царь Федор Иоаннович" (9, 11 и 14 сентября 1898 г.). Книппер в пьесе А. К. Толстого репетировала роль Ирины. Чехов писал после этих встреч: "Ирина, по-моему, великолепна; Голос, благородство, задушевность - так хорошо, что даже в горле чешется... лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину" (А.С. Суворину, 8 октября 1898 г.)
О знакомстве с Чеховым она вспоминала впоследствии: "...с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни" (Книппер-Чехова, ч. Ч, с. 47).